история
Как менялись болиды Формулы 1
#трудноповерить
Гонки Формулы 1 — это вершина мирового автоспорта. Здесь собраны лучшие гонщики и инженеры планеты, а автомобили представляют собой уникальные произведения технической мысли. Каждый год команды строят новые, ещё более совершенные болиды, стремясь отыграть доли секунды, которые зачастую становятся решающими.

Сегодня мы расскажем, как на протяжении своей истории менялись болиды Формулы 1.
1955-1960
Поначалу в гонках Гран-при участвовали машины, которые не сильно отличались от своих дорожных аналогов или автомобилей других дисциплин. Сегодня тот уровень защиты пилота просто невозможно себе представить — первые пилоты Формулы 1 выступали в лёгких кожаных шлемах, которые могли защитить разве что от ветра.
1963-1969
В 60-х годах в технике Гран-при произошла первая революция — инженеры перенесли двигатель в заднюю часть автомобиля. Это позволило добиться более эффективной развесовки, а вместе с ней и лучшей управляемости. Кроме того, на машинах стали появляться антикрылья — так началась погоня за аэродинамикой.
1971-1979
К 70-м годам, когда скорости достигли невероятных высот, инженеры стали больше внимания уделять безопасности пилота. Это, правда, не слишком помогло — уровень смертности среди пилотов в 70-х годах оставался очень высоким.
1981-1988
На 80-е годы в Формуле 1 пришёлся расцвет турбо-моторов и граунд-эффекта — мощнейшие силовые установки вкупе с огромной прижимной силой, генерируемой днищем, превратили гоночные автомобили в фантастические снаряды, развивавшие невероятные скорости. Этот период «Больших призов» называют золотой эрой Формулы 1 — гонки были очень напряжёнными и стали ещё опаснее.
1991-1997
Рост скоростей и возросшая опасность Формулы 1 привели к запрету турбо-моторов и граунд-эффекта, но инженеры нашли другие области, в которых можно прибавить: в 90-е болиды Гран-при получили намного более развитую и продуманную аэродинамику, а также множество электронных вспомогательных систем, включая АБС и эксперименты с автоматической коробкой передач. Электронику, впрочем, довольно быстро запретили.
2001-2008
В первое десятилетие XXI века инженеры продолжили курс на развитие аэродинамики. Автомобили постепенно становились всё сложнее, а к 2008 году буквально каждый болид «оброс» огромным количеством различных закрылков и стабилизаторов.
2008-2009
К 2009 году Международная автомобильная федерация приняла новый технический регламент, который резко ограничивал свободу инженеров в области аэродинамики. Это было сделано для того, чтобы машины стали сложнее в управлении, а гонщикам было проще проводить обгоны.
2013-2014
В 2014 году в Формулу 1 вернулись турбомоторы — на этот раз с использованием гибридных элементов. Эта реформа привела к тому, что мощность двигателя стала играть более важную роль и привела к доминированию Mercedes.
2016-2018
В последние два года болиды Формулы 1 также претерпели значительные изменения: в 2017-м году организаторы сняли часть ограничений в области аэродинамики, а в текущем сезоне над кокпитом появилась система защиты пилота — «гало». В итоге нынешние машины стали одновременно самыми быстрыми в истории «Больших призов» и при этом самыми безопасными. Вместе с этим, борьба на трассе стала ещё плотнее, и теперь вызов Mercedes бросила Ferrari.