Статьи
Формула 2
История главной молодежной серии
В этом году в рамках Гран-при России на Сочи Автодроме впервые за два последних года пройдет этап главной молодежной серии, которая с прошлого сезона сменила вывеску и теперь носит название Формула 2. Мы предлагаем вам вспомнить ее историю.
Нынешняя Формула 2 является прямой преемницей серии GP2, которая была главным молодежным гоночным чемпионатом с 2005 года. Однако сам класс гоночных машин Ф2 был учрежден одновременно с Ф1 – еще в конце 40-х. В 1952-1953-м именно по техническому регламенту «второй формулы» проводился чемпионат мира. И впоследствии в этом классе проходило много соревнований, в которых не кичились выступать и звезды Больших Призов.

Однако своего единого чемпионата у Ф2 не было вплоть до 1967 года, когда впервые был проведен чемпионат Европы Формулы 2. Он просуществовал до 1985 года, когда Ф2 была заменена на Ф3000. А еще спустя без малого два десятка лет – в 2004-м – международный чемпионат Формулы 3000 уступил место совершенно новой серии GP2, ставшей главным молодежным первенством для пилотов, стремящихся попасть на вершину гоночного Олимпа – в Формулу 1.

На смену шасси Lola, которые использовались в Ф3000 и нередко подвергалось критике со стороны гонщиков, пришла новая техника от компании Dallara, которая по своим характеристикам была куда ближе к машинам Ф1.

Новая серия c двумя гонками за уик-энд стала быстро набирать популярность. Первую в истории гонку в итальянской Имоле выиграл Хейкки Ковалайнен, тогда как его будущий соперник по сражению за титул Нико Росберг смог набрать темп лишь ближе к середине сезона. Однако именно немец, выиграв обе гонки финального этапа в Бахрейне, стал чемпионом, а уже в следующем году дебютировал в Формуле 1 в составе Williams.

В то время как Росберг уже осваивался в «Больших Призах», в GP2 загорелась сверхновая звезда – будущего напарника Нико по Mercedes Льюиса Хэмилтона. В 2006-м британец с первой попытки выиграл титул – причем сделал это в весьма эффектном стиле, запомнившись по ходу своего единственного сезона в GP2 эффектными обгонами и впечатляющими прорывами. Через год Хэмилтон уже боролся за чемпионство в своем дебютном сезоне в Ф1.
В GP2 в 2007-м развернулась борьба между Тимо Глоком, который к тому моменту уже успел провести несколько гонок в Ф1 за Jordan, и Лукасом ди Грасси. Несмотря на регулярные технические проблемы, немец выиграл чемпионат, одолев бразильца. Сейчас Глок сражается за победы в «кузовном» первенстве DTM, а ди Грасси с успехом выступает в электрической серии Формуле E.

Следующим же чемпионом GP2 стал итальянец Джорджо Пантано, который выступал еще в Ф3000 в начале 2000-х. В борьбе за титул ему удалось одолеть двух молодых бразильцев – Бруно Сенну и Лукаса ди Грасси. В том сезоне в гонках также побеждали будущие пилоты Ф1: Ромен Грожан, Пастор Мальдонадо, Себастьен Буэми, Виталий Петров, Карун Чандок и Камуи Кобаяши.
В 2009-м главным фаворитом считался Грожан, но в середине сезона он был приглашен в команду Renault на место уволенного Нельсона Пике-младшего, и пальму первенства перехватил Нико Хюлькенберг. Вице-чемпионом в том году стал Виталий Петров, который, как и Хюлькенберг, в 2010-м перешел в Ф1, став первым российским гонщиком в истории чемпионата мира.

А в GP2 в 2010-м блистали латиноамериканцы – Пастор Мальдонадо и Серхио Перес. Венесуэлец, который проводил уже третий сезон в этой серии, поначалу не входил в число фаворитом, но стремительно набирал обороты и в итоге завоевал титул, а мексиканец стал вторым. Замкнул тройку призеров Жюль Бьянки.
В 2011-м в GP2 вернулся Ромен Грожан, которому после неудачного дебюта в Ф1 вновь пришлось восстанавливать свое реноме в молодежных сериях. Одержав пять побед по ходу сезона, Ромен уверенно, за этап до конца, стал чемпионом. Это позволило Ромену получить второй шанс в «Больших Призах».

В двух последующих сезонах чемпионами становились пилоты, которым в итоге так и не удалось дебютировать в Ф1 – в 2012-м титул достался итальянцу Давиде Вальсекки, а через год сильнейшим стал швейцарец Фабио Ляймер.

Зато вся тройка призеров по итогам сезона-2014 смогла продолжить карьеру в Ф1. Правда, из них свои выступления в «Больших Призах» продолжает только один – Стоффель Вандорн. В 2014-м бельгиец уступил Джолиону Палмеру, но опередил Фелипе Насра, зато на следующий год, побив рекорды GP2 по количеству побед, поулов, подиумов и очков в одном сезоне, безоговорочно стал чемпионом. Вторым в личном зачете стал Александр Росси, который после этого не смог закрепиться в Ф1, но уехал в заокеанскую серию IndyCar, где сейчас является одним из лидеров, а третье место занял дебютант серии Сергей Сироткин.
Нельзя не упомянуть, что в 2014-м и 2015-м этапы GP2 проходили и в рамках Гран-при России на Сочи Автодроме.

В 2016-м Сироткин снова завоевал «бронзу», уступив на сей раз Пьеру Гасли и Антонио Джовинацци – судьба титула в борьбе француза и итальянца решилась на финальном этапе в пользу Гасли. Он, таким образом, стал последним чемпионом GP2, поскольку с сезона-2017 серия была переименована в Формулу 2 (стоит отметить, что еще в 2009-м FIA возрождала Ф2, но эта серия просуществовала всего четыре сезона, но так и не вывела ни одного из своих призеров в Ф1 и накануне сезона-2013, из-за недостаточного числа заявок, было закрыта).

А первым чемпионом новой Ф2 в прошлом году стал Шарль Леклер, который в нынешнем сезоне уже выступает в Формуле 1. Кстати, в нынешнем пелотоне чемпионата мира ровно половина пилотов – 10 из 20-ти – прошла через GP2/Ф2. Ближайшим преследователем монегаска оказался Артем Маркелов, который повторил достижение Виталия Петрова, завоевав вице-чемпионское звание в главной молодежной серии. В этом году россиянин продолжает выступать в Ф2 и в последние выходные сентября выйдет на старт своего домашнего этапа на Сочи Автодроме.